Что приводит к детской лени и как с ней бороться

Наверное, каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда ребенок категорически не хочет что-то делать. Мытье посуды, наведение порядка в своих игрушках или комнате, создание поделки для детского сада или какого-нибудь праздника — малыш или пытается уйти от выполнения действия, или выказывает огромную неохоту при исполнении. И вроде дела несложные и, вполне, выполнимые. В большинстве случаев это проявление лени. Почему ребенок ленится и как с этим справиться?

Основные причины лени у детей

Чтобы эффективно бороться с таким явлением, как детская лень, необходимо выяснить причины ее появления.

1) Избыточная опека родителей. Перехватывание инициативы у ребенка, частая родительская ошибка. Вместо слов «я сама все сложу», «не бери, а то сломаешь», «не трогай — разобьешь», нужно либо сделать дело с ребенком вместе, либо позволить ему проявить самостоятельность — разбитая чашка малая цена за хорошую самооценку ребенка.

2) Темперамент. Вид темперамента, достаточно, сильно влияет на появление лени. Но здесь следует различать вид поручаемой работы. Если задание связано с активным движением и скоростью реакции — холерики и сангвиники идеальные кандидатуры на его выполнение. А вот работа, требующая вдумчивого подхода и концентрации больше придется по душе меланхоликам и флегматикам.

3) Скучные действия. Обычная скука также может стать причиной развития ленивости. Дети это «энерджайзеры», которым необходимо сливать энергию в пространство. В случае отсутствия такой возможности, вследствие запретов родителей или других взрослых, со временем может получится безынициативный и малахольный ребенок.

4) Непонимание сути действия. Нередко родители не объясняют причину того или иного действия. Просто дается указание сделать что-то, а на вопрос ребенка «а зачем это?» следует ответ типа «я сказала заправить кровать/убери игрушки/сложи пижаму/почисти туфельки». Если не объяснить ребенка почему это важно, т.е. не определить суть и результаты, он просто не захочет его делать и будет постоянно от него увиливать.

5) Отсутствие мотивации. Ребенок вряд ли с охотой примется за неинтересное для него дело. Здесь необходимо определить мотивацию для исполнения, дать привлекательную цель и, с помощью этого, разбудить интерес к делу. В этом случае ребенок с усердием будет заниматься порученным делом, предвкушая удовольствие от выполненной работы.

6) Страх за результат. Нередко бывают случаи, что ребенок не принимается за дела, потому что боится отрицательного результата. Например, не хочет петь песню на утреннике в детском саду, так как в прошлый раз забыл слова и был осмеян другими детками или получил нагоняй от воспитательницы. В данном случае проблема с низкой самооценкой.

Методы борьбы с ленью

После рассмотрения причин возникновения детской лени, необходимо определить методы борьбы с ней.

1) Личный пример. Ребенок — это зеркало своих родителей. Сколько бы ему не говорили другие люди, он в первую очередь смотрит на действия своих родителей и копирует их, причем не всегда сознательно. Так что мамам и папам стоит задуматься о своем поведении в присутствии ребенка.

2) Попытки защитить и оберегать ребенка не должны перейти в чрезмерную опеку. Ребенку нужно давать быть самостоятельным. Перемести за ним или перемыть посуду небольшая цена за самооценку ребенка и его желание делать и помогать.

3) Не использовать в качестве наказания работу, которую он должен научиться выполнять сам в обязательном порядке (мытье посуды, домашнее задание). Это приведет к появлению отвращения к этим действиям, а дальше вообще к нежеланию работать.

4) Повышайте самооценку ребенка, давая ему небольшие поручения. Причем поручения должны выглядеть как просьбы. Это вызовет атмосферу доверия и позволит легче указать ребенку на ошибки при исполнении.

5) Интересным и полезным будет составления семейного списка дел, своего рода расписанием, в котором за ребенком будет закреплено несколько дел. Но здесь есть нюанс: родители сами должны неукоснительно следовать этому списку, подавая пример ребенку. Это повысит его ответственность.

И напоследок. Никогда нельзя забывать поощрять ребенка за любое желание помочь. Не стоит запрещать ему помогать, пусть иногда эта помощь и напоминает стихийное бедствие. Привлекайте ребенка к повседневным домашним делам.

Оцените статью
( Пока оценок нет )