Цветовое зрение: свет и цвет в природе

зрение
Путаница цветов наблюдается при равной их яркости. Дело в том, что люди с подобными расстройствами плохо различают цветовой тон, но не его яркость.

Цветовое зрение

Свет и цвет в природе. Чтобы понять, насколько тесно связаны друг с другом эти два явления, достаточно представить себе смену дня и ночи. Вот приближается вечер. Бесчисленное разнообразие дневных красок начинает постепенно стираться, исчезать и окончательно пропадает, едва только кончаются сумерки, и ночь вступает в свои права. Все вокруг становится однообразным, бесцветным.

Оптический спектр

Зрительные ощущения вызываются лучами света, который распространяется в природе в виде электромагнитных излучений с различной длиной волны. Совокупность таких излучений носит название спектра. Оптический спектр — это цветная полоса, получаемая при разложении луча белого цвета, проходящего через прозрачную призму. Длинноволновая часть спектра — красный, оранжево-красный, оранжевый цвета, средневолновая — желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый и коротковолновая — голубой, синий, фиолетовый.

Если в глаз попадают одновременно все световые лучи, возникает впечатление белого цвета. А ощущение тех или иных оттенков появляется, когда на глаз действуют лучи различной длины — примерно от 380 до 780 миллимикрон.

Цвет

Каждый цвет обладает тремя свойствами: цветовым тоном (длина волны), насыщенностью и яркостью. Изменения этих цветовых качеств и создают огромное богатство красок.
Человек начинает различать цвета постепенно. Глаза долго тренируются, прежде чем научатся видеть оттенки цвета. С самого рождения человеку картина мира представлена в черно-серо-белом цвете, и только в 6—7 начинают появляться цвета.

У людей с нормальным цветоощущением из трех основных — красного, зелёного, сине-фиолетового — составляются все цвета видимого спектра. Однако у некоторых эта способность нарушена. Как показали исследования ученых, каждый двенадцатый мужчина и каждая двухсотая женщина от рождения страдают расстройством восприятия цвета, обычно путая, красный и зеленый. Обычно они путают красный с зеленым, фиолетовый с синим. Кто не различает зеленый цвет, путают его с темно красным, а пурпурный с серым.

Цветовое зрение

Путаница цветов наблюдается при равной их яркости. Дело в том, что люди с подобными расстройствами плохо различают цветовой тон, но не его яркость. Поэтому, если горит красный свет светофора и он будет равный по яркости с зеленью листьев, человеку с таким дефектом зрения они покажутся одинакового цвета. Эти врожденные расстройства передаются от дедов к внукам через матерей и остаются на всю жизнь.

Часто с врожденным встречается и приобретенные нарушения восприятие цвета. Они возможны в результате различных болезней глав, центральной нервной системы, травм. Как показали исследования, в таких случаях уменьшается чувствительность не только к красному и зеленому, но и синему цвету. Тогда обычно снижена способность, различать и цветовой тон, и насыщенность, и яркость. Иногда человек теряет способность видеть цвета одним глазом, иногда двумя — в зависимости от характера основной болезни.
Приобретенные расстройства не стабильны, они изменяются по степени, переходят из одной формы в другую. После ликвидации основного заболевания, например, удаления опухоли, способность различать цвета у человека может восстановиться.

Читайте также: Медицина

Известно, что цвет применяется во многих областях науки и практики (спектральный, химический, бактериологический анализы). А также в других областях: в текстильной, строительной, химической промышленности, полиграфии, на транспорте, в искусстве. Микробиолог-клиницист на основании окраски бактерии уточняет диагноз, сталевар по цвету металла определяет срок выдачи плавки, художник видит тончайшие нюансы оттенков рассвета либо предзакатного неба.

Люди, у которых нарушено цветовое зрение, не могут выполнять работу, связанную с необходимостью различать цвета. Ведь художник, например, неправильно подбирая цветовой тон, исказит восприятие видимого им пейзажа, а текстильщик не сможет добиться нужной цветовой гаммы для ткани. Значительную опасность представляет расстройство цветоощущений у машинистов и шофёров — это может привести к авариям. Потому и у водителей всех видов транспорта обязательно проверяют цветовое зрение.

Можно ли помочь людям, страдающим расстройством цветового зрения? Еще во времена Советского Союза в лаборатории цветового зрения Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены был разработан метод специальных тренировок и упражнений для людей, страдающих врожденным расстройством цветоощущения. В сочетании с различными биостимуляторами (особыми лекарственными веществами) этот метод позволял повысить способность различать цвета у подавляющего большинства людей с дефектами цветового зрения.

Цвет сигнала светофора

Научными сотрудниками этой лаборатории было также разработано специальное устройство (щиток) для контроля правильности определения цвета сигналов теми водителями, у которых обнаружена аномалия цветового зрения. Щиток укреплялся на кронштейне взамен левого противосолнечного козырька машины. Пропуская все участки спектра, за исключением красного, щиток помогал водителю правильно воспринимать цвет сигнала светофора.

Помимо различных расстройств цветового зрения, существует и цветовое утомление. Оно вызывает понижение чувствительности глаз ко всем качествам цвета, потерю остроты цветового зрения. Установлено, что наиболее утомляющим действием обладают красный, синий с фиолетовым оттенком. Наиболее благоприятны желтый, голубовато-зеленый, со слабой насыщенностью и относительно большой яркостью.

Принцип цветового оформления

Многолетние исследования ученых и врачей дали возможность предлагать оптимальную «зрительную обстановку» для трудовых и учебных процессов. Проведенные опыты позволили сделать такие выводы: в комнатах, где занимаются младшие классы, стены лучше красить в желто-зеленые и зеленые цвета. Старшеклассники предпочитают оттенки зеленовато-голубого и голубого цветов.

Рациональная окраска станков, стен и потолков на заводах в зависимости от характера производства не только снижает цветовое зрительное и общее утомление, но и уменьшает случаи травматизма, повышает производительность труда. Следует помнить, что важнейший принцип цветового оформления — не допускать монотонности в окраске.

Оцените статью
( 22 оценки, среднее 4.41 из 5 )
Добавить комментарий

"Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.