Частенько в разговорах двух мам, проскальзывают такие фразы как «у моего ребенка такой шебутной/мягкий/вредный характер». Но не все пытаются понять, как, все же, развивается характер у ребенка и какие факторы, кроме воспитания, являются основополагающими в этом процессе. Понятно, что характер не рождается с ребенком и полностью раскрывается спустя некоторое время, постоянно шлифуясь восприятием окружающей действительности и мира в целом, который растет для него день ото дня. И именно, первые несколько лет будут временем закладки фундамента характера. И этот фундамент станет костяком, на котором в дальнейшем будут крепиться особенности — все это в целом, и составит характер человека.
«Природная» основа.
Сразу после рождения малыш имеет две оценки своего состояния: «хорошо» и «плохо». И это обуславливает почти всю его активность. Проводя много времени во сне, он, практически, не контактирует с внешним миром. Но именно во сне его мозг обрабатывает информацию, полученную во время бодрствования. И в зависимости от того как ведет себя малыш в это время (спокойно спит или нет), можно говорить о зарождающемся темпераменте.
В профессиональной психологической среде принято выделять четыре типа темперамента:
- меланхолик;
- сангвиник;
- холерик;
- флегматик;
Читать также:Воспитание ребёнка – лидера.
Частой ошибкой молодых родителей является, по присвоенному ими виду темперамента, делать выводы о будущем характере малыша. Следует помнить, что темперамент — это «ствол», но котором в дальнейшем появляются «ветки» — индивидуальные особенности характера. Но определение темперамента важная составляющая воспитания: в зависимости от его вида нужно выбирать правильные методы воздействия на ребенка.
Ребенок — личность.
Следующий важный этап развития характера малыша, это время после первого триместра его жизни. В этот период он начинает узнавать родителей. Реакциями на их присутствие становятся улыбка, радостное лопотание, движение руками и ногами. При наступлении времени более активного реагирование на внешние раздражители и попыток взаимодействовать с ними, и начинается этап активного развития характера ребенка. Длится этот этап примерно до исполнения малышу года. За это время ребенок уже научился хватать все что не прибито, ползать, а некоторые даже немного ходить. И вот здесь, следует сказать о самой важной задаче родителей в этот период — подарить малышу чувство защищенности и безопасности от любых факторов окружающего мира. Это необходимо, дабы избежать в будущем черт характера, обусловленных гипертрофированным чувством опасности.
Ребенок и окружающий мир.
Следующий этап развития характера, по мнению специалистов, самый важный. Это время до похода ребенка в школу. На этом этапе на первый план выходит познание мира, определения своего места в нем и механизмы поведения в различных ситуациях. Именно эти механизмы создадут основу для реакционного набора ребенка. Ближайшее окружение на этом этапе имеет максимальное влияние на формирующийся характер. Это идеальное время для родителей передать все свои знания и привить моральные принципы ребенку. Наказания и постоянное чтение нотаций не лучший способ донести нужную мысль. Правильной альтернативой может быть собственный пример, игра или рассказанная сказка. Важными чертами характера, которые следует привить в этот период, являются упорство, неприятие трусости, коммуникабельность, эмпатия. Одним из способов может стать коллективная игра, с определенными правилами, которые и позволят сделать детям правильный выбор.