Воспитывать ребенка – это очень сложный процесс, с которым часто не справляются родители. Как поступить, если вы не можете найти общий язык с собственным ребенком? Всегда можно обратиться за помощью к специалистам, которые обязательно помогут вам и вашему ребенку научиться понимать друг друга.
Где искать панацею
Почти каждый из нас, кто познал счастье быть родителем, задолго до появления ребенка строил радужные надежды. Мозг рисовал красивые рисунки взаимопонимания и полной гармонии, когда не надо много говорить, а просто нужен один взгляд. В этих мечтах мы твердо, но нежно, оберегая от всех невзгод, проводим своё любимое «чудо» через сложные лабиринты жизни. Зачастую так и бывает, пока малыш не достигнет фазы «взросления». И тут наша родительская уверенность сталкивается чаще со стеной отчуждения. Мы с недоумением, крича в пустоту, пытаемся найти выход. Совершая ошибки или находя ненадолго «правильное решение». Мы снова и снова наталкиваемся на сжатые губы и слова сквозь зубы. Каждый раз. После громкой ссоры, задаём вопрос: как и где найти ту панацею, которая вернет ребёнка из наших грез?
Воспитывать ребенка начиная с древних времен, люди очень много времени уделяли на воспитание детей. Не зря педагогика с древнегреческого переводится как «ведение ребенка». Еще в те, античные времена многие крупные ученые уделяли особое место вопросу отношения между «отцами и детьми». Но как мы сами понимаем, ничего практически не изменилось, очень редко можно утвердительно сказать, что между родителями и детьми существует двухстороннее взаимопонимание и между ними ведется конструктивный диалог, основанный на доверии и любви. По этой причине многие молодые люди получают детские психологические травмы, которые являются результатом воспитания родителей. Такие люди не могут себя реализовать как полноценные личности, им тяжело адаптироваться в социальном обществе, зачастую они имеют антисоциальный психологический портрет.
Как искать выход
Воспитывая наших детей, мы каждый раз сталкиваемся с решением той или иной педагогической модели, которая возникает между нами и нашими детьми. Решаем мы её или нет? Чаще нет! Неужели за долгие годы существования процесса воспитания не нашлись схемы, которые давали бы точные инструкции, как правильно поступить, ловко огибая острые углы непонимания.
Воспитывать ребенка начнем с того, что педагогика прошла большую и долгую трансформацию, начиная, к примеру, от отрицания того, что самым лучшим средством является личный пример, а не использование «жестких» мер в виде физических наказаний и публичных унижений, приводя доводы, что только страх рождает благочестие. Не будем трогать просветителей той или иной эпохи, ведь они всегда были впереди официальной науки, предлагая новые, инновационные методы воспитания. Мы говорим о том, что считалось нормой среди воспитателей. Да и сейчас, наверное, многие читатели могут вспомнить унизительные минуты наказания наших родителей.
С развитием прогресса меняются средства и методы воспитания. На данный момент официальные представители и педагоги отрицают «жесткие» меры, больше вводятся методы индивидуального подхода.
Несмотря на это, на базе таких наук, как психология и педагогика, проводятся исследования. Вкладываются большие средства и осуществляются масштабные эксперименты. Всё же вопрос воспитания ребёнка в семье стоит очень остро. Родители чаще не справляются с потоком проблем и множеством моделей поведения молодой личности. Перечислим одни из немногих «антисоциальных» моделей поведения, чаще всего проявляемые нашими детьми.
Неуправляемость (непослушание) — агрессивное отношение к семье. Отрицание всех норм, принятых в семье. Чаще всего это возникает в связи с «выходом» ребенка на улицу, дело в том, что там малыш сталкивается с двойными стандартами, то есть, вы внушаете, к примеру, что всё нужно добиваться своим путем и работать. На улице ему приводят пример «джентльменов удачи», которые смогли за короткий срок обогатиться и теперь шикарно живут. Приходя домой, видя то, что для приобретения материальных ценностей вам приходится копить, сталкиваясь с проблемами финансирования бытовых нужд семьи. В силу своего юношеского максимализма дети начинают отрицать ваше «поучение» жизни, считая, что если вы не смогли чего-то добиться в жизни, то воспитывать ребенка учить, как жить не имеете права.
Нежелание идти на контакт, обидчивость (та же модель агрессии, но пассивная) чаще всего возникает вследствие вырабатывания синдрома «жертвы», основанной на стойком эгоцентрическом догмате, что его исключительность никто не понимает, ребенку не оказывают должного внимания и тех почестей, которые он заслуживает. Чаще всего такой тип личности вымещает свои обиды на более слабых, превращаясь в психологического садиста.
Воспитывать ребенка – это деятельность, направленная на формирование личности, с целью обучения ребенка полноценному участию в общественной жизни.
Дети Эмо — это подростки, которые находят себя, уходя в мир субкультур (хиппи, готы, эмо и.т.д.). Учёными давно установлено, что человеку для полноценного ощущения себя как личности, нужна идеология общества. Особенно остро стоит этот вопрос в процессе взросления. «Для чего существую я?» — часто возникает в голове молодых людей. Они ищут ответы, иногда находя их в ложных коллективах, где они чувствуют свою значимость, сверхсилу и получают ответы на свои вопросы.
Хотелось бы отметить, мы приводим примеры, которые часто встречаются в процессе воспитания. Моделей поведения множество, каждая схема может развиваться по разным сценариям и причин развития в ту или иную сторону множество. К сожалению, многие родители перекладывают воспитательный процесс на специалистов (педагогов, психологов, правоохранительные органов), но нужно чётко понять — основное воспитание ребенок получает в семье.
Задачи возрастной психологии
Психология (от греч. «познание души») изучает общие механизмы развития человека. Так какие же аспекты пытается объяснить возрастная психология?
Есть 5 основных задач:
- Раскрытие закономерностей развития;
- Установление причин перехода из одной стадии в другую;
- Периодизация возрастных периодов;
- Психологическая картина каждого периода;
- Изучение фактов развития.
Таким образом, судя по задачам, всё закономерно и в принципе всё можно предугадать, но в практике получается совсем другая картина. Современному психологу приходится, сталкиваясь с вопросом правильного формирования подростка, учитывать индивидуальность каждого ребенка, находить правильные методы, превращая часто из деградирующего, погрязшего в сильнейшую депрессию молодого человека, в социально правильно адаптированную личность.
Но все ли родители хотят, чтобы ребенок посещал психолога? А часто чтобы решить эту проблему, курс реабилитации и обучения проходит вся семья. Так почему же всё чаще и чаще происходит так, что семья обращается к специалистам? Неужели они сами не в состояние решить проблему воспитания? Ведь никто не знает, что лучше для ребенка, как вы сами, даже будучи под наблюдением психолога. Ребенок не находится столько времени с ним, как с вами, только вы знаете все даже невидимые на первый взгляд нюансы его характера.
Только вы разбираетесь в рычагах воздействия на вашего ребёнка. Но всё же, чтобы понять и найти точки опоры для правильного анализа той или иной ситуации, необходимы элементарные знания по психологии. Для этого сейчас не обязательно обучаться специально, изучая тонны учебников. Существует множество тренингов и обучающих программ. Например, есть тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Тренинги проходят в онлайн режиме, отличаются непринуждённостью, само занятие понятно даже тем людям, кто далек от психологии. Разбираются такие понятия, как индивидуальные портреты, практические ситуации и т.д.
В конце статьи хотелось бы сказать, если вам небезразлична судьба вашего ребёнка, вы будете искать путь. Путь к тому, чтобы найти подход к ребенку и воспитать полноценную, улыбающуюся личность, которая будет любить себя, вас и окружающих. Мир вашему дому!